Пускай Dying Light – не первая и не последняя зарисовка на тему города, охваченного чудовищным зомби-вирусом, почему-то именно в ней я ощутил попытку собрать воедино все сколько-нибудь заметные игры от первого лица последних десяти лет. Dead Island, предыдущий зомби-апокалипсис от Techland, вспоминается буквально сразу. Паркур в режиме нон-стоп – это Mirror’s Edge. Прикрепленные к стенам шипы, на которые можно пинком навесить мертвяка, – Dark Messiah of Might & Magic. Побочные квесты напомнили Fallout 3, а безопасные зоны для выживших – дилогию «Метро» и S.T.A.L.K.E.R. Я всю игру ждал, что кто-нибудь из NPC, выдавших поручение типа «сгоняй-принеси», гаркнет по-русски «хабар принес?», даром что тут есть персонажи с вполне славянскими именами. Так и не дождался.

Where's the Dying Light Review?

Кайл Крейн – секретный агент, которого сбрасывают на условный ближневосточный город с очень секретной миссией по выявлению страшного злодея. Естественно, что с момента приземления Кайла пытаются ограбить, избить и казнить, но заканчивается все банальным укусом. Лекарства, понятное дело, нет, миссия кажется странной с самого начала, но старину Крейна это обстоятельство не смущает: он быстро втирается в доверие к местным добрякам и пытается выйти на след того самого страшного злодея. Последний, кстати, время зря не теряет и строит своеобразное ИГИЛ, но без ислама: рубит руки ворам, прессует выживших жителей Харрана и грозится раскрыть страшную тайну правительства. Само собой, еще более страшную, чем сам злодей – это даже и озвучивать не надо, коль скоро весь сценарий можно угадать еще по вступительной сцене. Любопытно, что проблему можно было бы решить одной ракетой, тем более, что в какой-то момент вирус, видимо, добирается до мозга Кайла, он начинает чудить, а события выходят из-под контроля. В общем, если бы сценарий Dying Light выпустили отдельной книгой, то я бы предложил в качестве заголовка что-то вроде «Что тут вообще происходит?».

Ясно, что жалкая история с примитивными персонажами и невероятно убогими потугами на драматизм – всего лишь повод для пробежек по всему городу. Ведь 90% (относительного) успеха Dying Light – это паркур. Нет, действительно: ходить по улицам, забитым ходячими мертвецами, нам не впервой, а вот беготня по крышам жалких халуп и карабканье по небоскребам и вышкам – развлечение более-менее новое. Дело в том, что для специального агента Крейн весьма слаб, поэтому на первых порах открытое столкновение с кучкой зомби – это уже большая проблема, а ведь среди них частенько попадаются недавно зараженные – очень быстрые и юркие твари, которые новичка разделают за пару ударов.

Поначалу создается впечатление, что лучше вообще не высовываться, а Dying Light – будто бы даже survival horror. Перед вами целый район – изучайте его, ищите оружие (палка с гвоздем? Неплохое начало!), собирайте припасы и мастерите новые мощные электрические кувалды. Которые, вероятно, развалятся после тридцати ударов. Но веселье закончится, когда наступит ночь: на улицу выйдут охотники – монстры невероятной силы, попадаться на глаза которым не стоит. По удивительному стечению обстоятельств значительная часть побочных и приличная доля основных квестов проходит именно в темное время суток…

На самом деле – все не так просто, ведь Dying Light обожает ломать правила, которые сама же оглашает вслух. Вот, например, город пару раз обещают разбомбить в течение нескольких суток, но Крейн всегда имеет возможность поваляться на матрасе в безопасной зоне: летят часы, проходят дни (у кладовщика ежедневно появляются новые – бесплатные! – предметы), а город никто не бомбит. Какой-то мужик просит принести ему книжку про садоводство? Будьте уверены: уже через пару дней на крыше небоскреба появится настоящий огород. Даже удивительно, что в таких тяжелых условиях суперколхозник умудрился вырастить такие огромные растения. Кайл получил в свое распоряжение крюк (вроде того, что есть у Бэтмена) и может в мгновение ока покрывать огромные расстояния? Не волнуйтесь: в сюжетных миссиях господин Крейн будет «слишком уставшим», чтобы пользоваться этим невероятно удобным устройством. Ну а время, естественно, всегда идет с разной скоростью. Если сюжету нужно, чтобы сейчас было 6 утра, то так все ближайшие три часа у нас и будет 6 утра. Зато если плохиши по сюжету отнимут у вас все снаряжение (а они любят это делать) – не волнуйтесь, вы его найдете в ближайшей сумке. Вот они – злодеи с человеческими лицами!

Getting To Know Dying Light's Deadly Arsenal – IGN First

Просто поляки сделали как бы открытый мир, но в нем ничего не происходит и все, по большому счету, понарошку. То тут, то там на карте происходят случайные встречи, но стоя на крыше высотки вы никогда не увидите, чтобы по городу передвигались другие трейсеры или, например, бандиты на машинах (если не ошибаюсь, автомобиль в кадре движется лишь один раз за игру, но и то – в катсцене!). Стоит отойти от взломанного контейнера на двадцать метров, как в нем, скорее всего, появятся новые вещички. Страшные ночные монстры, которые, по идее, должны наводить ужас на игрока, на самом деле весьма глупы: если как следует разогнаться и вовремя жать кнопку прыжка, то вы в любое время дня и ночи прибежите туда, куда вам угодно. Первое впечатление от трущоб Харрана – «ох, это будет интересно!» – довольно быстро сменяется разочарованием.

Прекрасно понимая, что на открытой местности игроку бояться нечего, сценарист часто загоняет нас в коридоры разрушенных многоэтажек и школ. Там по головам не попрыгаешь и с разбегу толпу трупов не протаранишь; впрочем, мне удалось найти универсальный прием для борьбы с 95% агрессивных препятствий (коль скоро об ИИ даже говорить не приходится), воздвигаемых перед игроком. Коктейль Молотова.

Unlocking Dying Light's Skill Trees - IGN First

Надо сказать, что первое время совет не пользоваться огнестрельным оружием (которое все равно дадут нескоро) кажется логичным: прибегут зомби и будет очень больно. А когда к нам в руки попадают двустволки и автоматы, то эти твари уже не кажутся особой проблемой, да и обычные бандиты с ружьями – тоже. Но стрелять в Dying Light не очень удобно, а вот метать бутылки с зажигательной смесью – вполне. Выгода очевидна: за раз сгорает с пяток противников (огонь не берет лишь особенно мощных тварей) и процесс сожжения проходит очень быстро. Не знаю, какими соображениями руководствовалась Techland, разрешая носить в кармане под сотню (!!!) «Молотовых», но именно это, хм, вооружение я считаю самым эффективным и полезным во всей игре.

Создать действительно убедительную картину апокалипсиса трудно, а вот испортить ее – очень легко. Поляки, первое время смущающие игрока непривычным управлением, умудрились сделать на удивление вменяемый, изящный и удобный паркур (а играл я на PS4). Создали два разных и очень красивых района Харрана. Заполнили его улочки не только унылыми сюжетными персонажами, но и разнообразными психами, людоедами, алкоголиками и чудаками. Страшно сказать: среди жалких почтовых квестов нет-нет, а попадаются действительно приятные детективные или юмористические истории. Именно они – а также беготня по крышам – и удерживали меня у экрана все те двадцать часов, что на нем разворачивалась вяленькая драма про очередной страшный вирус.

Unlocking Dying Light's Skill Trees - IGN First

К слову, еще один интересный момент – система прокачки в духе TES. За выполнение заданий вы получаете очки выживания, перепрыгивая через препятствия – ловкости, избивая мародеров молотком – силы. Ветки умений растут независимо друг от друга, жаль, правда, что многие способности – откровенная ерунда, но к финалу Крейн наверняка станет намного успешнее махать битой и научится по-настоящему эффектным акробатическим трюкам.

А вот кооперативный режим откровенно разочаровал. Пройдя игру, я отправился бродить по Харрану вместе с Сергеем Цилюриком, но довольно быстро выяснилось, что авторы не особенно рассчитывали на такой поворот событий. Судите сами: врагов не стало больше, они не стали сильнее, от них даже стало проще убегать. Комичная ситуация, когда мы с Сергеем обегали ночных охотников с разных сторон и те просто не знали, на кого кинуться, повторялась не раз. Не говоря уже о том, что в совместном режиме есть возможность поднять раненого товарища или даже телепортироваться к нему в случае важного события. Об атмосфере и говорить не приходится: в сюжетных миссиях она просто исчезает. Играя в полном одиночестве, вы, возможно, оцените дикие завывания монстров, будете вздрагивать при их резком появлении, да и вообще всячески бояться сюрпризов со стороны Dying Light. Но в компании с друзьями она превращается в жалкое подобие Left 4 Dead: бежим вперед, машем топорами, отстреливаемся, миссия выполнена. По-настоящему Dying Light напугала меня лишь единожды – спасибо резкому появлению монстра, напомнившего мне Dead Space. Но и только.

В кооперативном режиме можно организовать соревнование: кто быстрее добежит в нужную точку на карте, кто убьет больше зомби и т.п. Как вы, вероятно, догадываетесь, надоедает это развлечение почти сразу. Дело в том, что если в Left 4 Dead четверка выживших – это команда, то в Dying Light компания трейсеров-одиночек – это компания трейсеров-одиночек, которым в случае опасности проще всего разбежаться в разные стороны. Есть еще режим «Be the Zombie», когда кто-нибудь в роли особого зараженного вторгается к другим игрокам. Режим я этот опробовал, но все, что могу сказать про него: лучше играйте в Left 4 Dead 2.

Но Dying Light ни в коем случае не плохая игра: поляки кое-как сшили куски из разных игр и даже умудрились каким-то образом оживить этого кадавра. Если не вглядываться в текстуры, лица персонажей, воду, отражения и некоторые тени, то Dying Light на PS4 выглядит вполне сносно. К счастью, игра не тормозит (лишь в очень редких случаях, когда огромную толпу зомби удается поджечь несколькими «молотовыми»), хотя в кооперативной игре случаются и вылеты, и провалы под землю.

Вердикт
Пусть со скрипом, не без проблем, но Techland удалось создать иллюзию зараженного города. И по этому городу (не пропустите вторую карту!) даже интересно бегать, собирать какие-то предметы, искать коллекционные фигурки и надеяться, что следующее побочное задание будет необычным. Dying Light заметно лучше Dead Island, увлекательнее Dead Rising 3, но дизайн миссий, кооператив и соревновательный мультиплеер таковы, что едва ли эта игра удержит вас у приставки более, чем на одно прохождение.