[an error occurred while processing this directive] Анализ масштабируемости PCI Express - THG.RU
Анализ масштабируемости PCI Express
[an error occurred while processing this directive]


Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Читатели THG.ru наверняка помнят наш подобный проект, который мы уже проводили около двух с половиной лет назад. Мы проанализировали пропускную способность PCI Express в ноябре 2004 года, когда интерфейс PCI Express (PCIe) всё ещё был новым и не давал существенного преимущества по сравнению с видеокартами AGP. Сегодня интерфейс PCI Express есть практически у каждого нового компьютера, он используется и для подключения видеокарты, как встроенной, так и внешней. За прошедшее время видеокарты ощутимо продвинулись вперёд, поэтому, как нам показалось, настало время для нового анализа, который позволил бы ответить на вопрос: какая пропускная способность шины нужна видеокарте на самом деле?

Интерфейс PCI Express быстро обеспечил рост графической индустрии, поскольку он позволил nVidia и ATi/AMD устанавливать в компьютер две и даже четыре видеокарты. Кроме того, PCI Express необходим для карт расширения с высокими требованиями к пропускной способности, такими, как RAID-контроллеры, гигабитные сетевые адаптеры или физические ускорители для 3D-приложений и игр. Вычислительную мощь дополнительных видеокарт можно использовать для увеличения производительности на высоких разрешениях, добавления визуальных функций или для увеличения скорости при стандартных разрешениях и настройках качества. Впрочем, последняя опция не всегда интересна, так как многие современные видеокарты достаточно мощны для стандартных разрешений 1024x768 и 1280x1024. Потенциал роста благодаря решениям ATi CrossFire и nVidia SLI впечатляет, но обоим решениям требуется подходящая платформа. Но универсала, то есть материнской платы, которая поддерживала бы CrossFire и SLI одновременно, не существует. По крайней мере, пока.

Впрочем, конфигурации на двух и четырёх видеокартах являются только частью графического рынка. Большинство компьютеров и сценариев модернизации по-прежнему построены на одной видеокарте, именно поэтому мы решили не расширять наши тесты масштабирования PCI Express до двух видеокарт. Мы взяли обычные high-end видеокарты ATi и nVidia, после чего провели их через серию тестов в разных режимах PCI Express.

Основы PCI Express

Основы PCI Express
Самые распространённые слоты PCI Express: крупный поддерживает 16 линий, а маленький - одну линию для простейших карт расширения.

В отличие от шин PCI и PCI-X, интерфейс PCI Express основан на последовательном протоколе "точка-точка". То есть для интерфейса PCI Express требуется относительно небольшое число проводников. Зато интерфейс использует намного более высокие тактовые частоты по сравнению с параллельными шинами, что даёт высокую пропускную способность. Кроме того, пропускную способность можно легко увеличить, связав вместе несколько линий PCI Express. Чаще всего используются следующие типы слотов: x16, x8, x4, x2 и x1, где цифры указывают на число линий PCI Express.

PCI Express - двунаправленный интерфейс "точка-точка", который обеспечивает одинаковую пропускную способность в двух направлениях, и которому не требуется делиться пропускной способностью с другими устройствами, как это происходило в случае PCI. Благодаря модульной архитектуре производители материнских плат могут распределять доступные линии PCI Express на те слоты, на которые требуется. Скажем, 20 доступных линий PCI Express можно направить на один слот x16 PCIe и на четыре слота x1 PCIe. Так у многих чипсетов и происходит. А для серверных систем, например, можно установить пять портов x4 PCIe. В общем, с PCI Express можно создавать любые математические конфигурации. Наконец, PCI Express позволяет смешивать мосты чипсета от разных производителей.

Впрочем, у PCI Express есть один недостаток: чем больше линий PCIe, тем выше энергопотребление чипсета. Именно по этой причине чипсеты с 40 и большим количеством линий PCI Express требуют больше энергии. Как правило, 16 дополнительных линий PCI Express увеличивают энергопотребление современных чипсетов на 10 Вт.

Число линий PCI Express Пропускная способность в одном направлении Суммарная пропускная способность
1 256 Мбайт/с 512 Мбайт/с
2 512 Мбайт/с 1 Гбайт/с
4 1 Гбайт/с 2 Гбайт/с
8 2 Гбайт/с 4 Гбайт/с
16 4 Гбайт/с 8 Гбайт/с

PCI Express: x1, x4, x8, x16

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На большинстве материнских плат для подключения видеокарты используется 16 линий PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На многих системах с двумя видеокартами два физических слота x16 PCI Express работают в режиме x8 линий каждый.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x8 PCI Express, мы заклеили часть контактов скотчем.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x4 PCI Express, нам пришлось заклеить скотчем ещё больше контактов.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Та же самая видеокарта, но заклеено больше контактов. Она работает в режиме x4 PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
То же самое можно сказать и про x1 PCI Express. Мы заклеили все контакты, которые не требовались в режиме x1.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Если заклеить лишние контакты, то видеокарта PCI Express станет работать в режиме всего x1 PCI Express. Пропускная способность составляет 256 Мбайт/с в обоих направлениях.

Следует учитывать, что не каждая материнская плата может работать с видеокартами с низким числом линий PCI Express. В нашей первой статье, нам пришлось изменить BIOS материнской платы DFI LANParty 925X-T2, чтобы она начала поддерживать "низкие" режимы. Что касается новых материнских плат, то пришлось тоже проверить несколько моделей, прежде чем мы нашли нужную. В конечном итоге мы остановились на MSI 975X Platinum PowerUp Edition. Плата Gigabyte 965P-DQ6 не заработала с самого начала, а Asus Commando отказалась работать с "низкими" режимами после обновления BIOS.

Раскладка PCI Express

Схема слота x16 PCI Express. По ней можно определить, какие контакты требовалось заклеивать скотчем. Нажмите на картинку для увеличения.

Конкуренты: ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS

Мы взяли две high-end видеокарты от двух конкурентов: AMD/ATi и nVidia, а именно, Radeon X1900 XTX и GeForce 8800 GTS. Модели, конечно, не самые топовые, но определённо класса high-end.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX состоит из 384 млн. транзисторов и предлагает 48 блоков пиксельных шейдеров. Они организованы по четыре блока в так называемые "квады". GPU работает на частоте 675 МГц, на видеокарту установлено 512 Мбайт памяти GDDR3, работающей на частоте 775 МГц (1,55 ГГц DDR). Обратите внимание, что видеокарты ATi из линейки X1xxx не относятся к стандарту DirectX 10.

Мы взяли модель HIS X1900 XTX IceQ3, которая использует улучшенную систему охлаждения. Поскольку дизайн эталонный, то вентилятор карты по-прежнему радиальный, зато есть система тепловых трубок и массивный радиатор. По нашему опыту, видеокарта HIS работает тише, чем эталонные модели ATi.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Линейка GeForce 8 от nVidia является передовой у этой компании. Хотя перед нами первые видеокарты класса DirectX 10 потребительского уровня, nVidia не очень удачно стартовала под Windows Vista из-за проблем с драйверами. Чип работает на частоте 500 МГц, а пиксельные процессоры - на 1,2 ГГц. В продаже есть карты с 320 и 640 Мбайт ОЗУ, все они используют 800-МГц память (1,6 ГГц DDR).

Мы взяли GeForce 8800 GTS с 320 Мбайт памяти GDDR3 от Zotec. Карта построена по эталонному дизайну nVidia.

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Тестовая конфигурация

Системное аппаратное обеспечение
Socket 775 Intel Core 2 Extreme X6800 (Conroe 65 нм, 2,93 ГГц, 4 Мбайт кэша L2)
Материнская плата MSI 975X Platinum PowerUp Edition, чипсет: Intel 975X, BIOS: 2007-01-24
Общее аппаратное обеспечение
Память 2x 1024 Мбайт DDR2-8000 (CL 4,0-4-4-12), Corsair CM2X1024-6400C3 XMS6403v1.1
Видеокарта I HIS X1900 XTX IceQ3, GPU: ATi Radeon X1900 XTX (650 МГц), память: 512 Мбайт GDDR3 (1 550 МГц)
Видеокарта II Zotec GeForce 8800 GTS, GPU: GeForce 8800 GTS (500 МГц), память: 320 Мбайт GDDR3 (1 200 МГц)
Жёсткий диск 400 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA/300, Western Digital WD4000KD
DVD-ROM Gigabyte GO-D1600C (16x)
Программное обеспечение
Графический драйвер I ATi Catalyst Suite 7.2
Графический драйвер II nVidia ForceWare 97.92
Драйверы платформы Intel Chipset Installation Utility 8.1.1.1010
DirectX Версия: 9.0c (4.09.0000.0904)
ОС Windows XP Professional, Build 2600 SP2

Тесты и настройки

Тесты и настройки
3D-игры
Call Of Duty 2 Version: 1.3 Retail
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Texture Filter: Anisotropic
Timedemo demo2
Quake 4 Version: 1.2 (Dual-Core Patch)
Video Mode: 1600x1200
Video Quality: Ultra (ATI)/High(Nvidia)
Anti Aliasing: 4x
Multi CPU: Yes
THG Timedemo waste.map
timedemo demo8.demo 1 (1 = load textures)
Приложения
SPECviewperf 9 Version: 9.03
All Tests
3D Mark06 Version: 1.1
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Anisotropic Filter: 8x

Результаты тестов

Call of Duty 2

Call of Duty 2

Как видим, nVidia GeForce 8800 GTS работает на скоростях x1 и x4 просто ужасно, заметно ниже максимального уровня производительности, который достижим только при скоростях x16. ATi Radeon X1900 XTX, с другой стороны, для нормальной работы в Call of Duty 2 требуется пропускная способность не больше x4 PCI Express.

Quake 4

Quake 4

Ситуация в Quake 4 совершенно иная. Здесь ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS начинают вполне нормально работать на скорости x4 PCI Express, а при переходе на x8 или x16 выигрывают незначительно.

3DMark06

3DMark06

Графический 3D-тест 3DMark06 от Futuremark очень сильно нагружает GPU, поскольку он с самого начала разрабатывался для подобной цели. Поэтому требования к интерфейсу у него невелики. nVidia GeForce 8800 GTS сильнее реагирует на снижение пропускной способности интерфейса PCI Express по сравнению с ATi Radeon X1900 XTX, который работает близко к максимуму уже на скорости x4 PCI Express.

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

Профессиональный графический OpenGL-тест SPECviewperf 9.03 очень сильно нагружает центральный процессор и графическую подсистему. Как видим, результаты заметно зависят от скорости интерфейса. Было весьма любопытно отметить, как масштабируется производительность при переходе от x1 к x4 и к x8 PCI Express. Переход к x16 PCI Express даёт прирост производительности, но уже не такой существенный. В любом случае, можно совершенно определённо сказать, что профессиональные графические приложения требуют интерфейса с высокой пропускной способностью. Поэтому, если вы хотите работать с 3DSMax, Catia, Ensight, Lightscape, Maya, Pro Engineer или SolidWorks, то без x16 PCI Express не обойтись.

Заключение

Заключение нашего анализа масштабирования PCI Express в 2004 году было простым: пропускной способности x4 PCIe достаточно для работы одиночных видеокарт, "узкого места" при этом не создаётся. В то время пропускная способность интерфейсов x8 или x16 PCIe не давала никакого выигрыша, да и интерфейса AGP, в принципе, тоже хватало.

Но в наше время ситуация изменилась. Как видим, четырёх линий PCI Express для получения максимальной производительности уже недостаточно. Хотя мы наблюдаем различия как между ATi/AMD и nVidia, так и между играми и профессиональными приложениями, в большинстве случаев максимальная производительность достигается только с интерфейсом x16 PCI Express. Мы тестировали две 3D-игры, Quake 4 и Call of Duty 2, которые сегодня нельзя назвать самыми требовательными, но они определённо выигрывают от более быстрого интерфейса. Но самые любопытные результаты мы получили в тесте SPECviewperf 9.03, поскольку он показал существенное падение производительности при снижении скорости интерфейса PCI Express ниже x16.

Результаты производительности наглядно показывают, что сегодня материнские платы и чипсеты должны поддерживать все видеокарты на полной скорости x16 PCI Express. Если вы установите высокопроизводительные видеокарты на "слабый" интерфейс, такой, как PCI Express x8, то придётся пожертвовать производительностью.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Копирование и распространение информации, упомянутой на страницах THG.ru возможно только при наличии у вас письменного разрешения руководства издания. По вопросам использования наших статей обращайтесь по электронной почте.

THG.ru ("Русский Tom's Hardware Guide") входит в международную сеть изданий Best of Media


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru агентство контекстной рекламы адвертпро московская ремонтная служба стиральных машин
Анализ масштабируемости PCI Express - THG.RU
Анализ масштабируемости PCI Express
[an error occurred while processing this directive] Анализ масштабируемости PCI Express - THG.RU
Анализ масштабируемости PCI Express
[an error occurred while processing this directive]


Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Читатели THG.ru наверняка помнят наш подобный проект, который мы уже проводили около двух с половиной лет назад. Мы проанализировали пропускную способность PCI Express в ноябре 2004 года, когда интерфейс PCI Express (PCIe) всё ещё был новым и не давал существенного преимущества по сравнению с видеокартами AGP. Сегодня интерфейс PCI Express есть практически у каждого нового компьютера, он используется и для подключения видеокарты, как встроенной, так и внешней. За прошедшее время видеокарты ощутимо продвинулись вперёд, поэтому, как нам показалось, настало время для нового анализа, который позволил бы ответить на вопрос: какая пропускная способность шины нужна видеокарте на самом деле?

Интерфейс PCI Express быстро обеспечил рост графической индустрии, поскольку он позволил nVidia и ATi/AMD устанавливать в компьютер две и даже четыре видеокарты. Кроме того, PCI Express необходим для карт расширения с высокими требованиями к пропускной способности, такими, как RAID-контроллеры, гигабитные сетевые адаптеры или физические ускорители для 3D-приложений и игр. Вычислительную мощь дополнительных видеокарт можно использовать для увеличения производительности на высоких разрешениях, добавления визуальных функций или для увеличения скорости при стандартных разрешениях и настройках качества. Впрочем, последняя опция не всегда интересна, так как многие современные видеокарты достаточно мощны для стандартных разрешений 1024x768 и 1280x1024. Потенциал роста благодаря решениям ATi CrossFire и nVidia SLI впечатляет, но обоим решениям требуется подходящая платформа. Но универсала, то есть материнской платы, которая поддерживала бы CrossFire и SLI одновременно, не существует. По крайней мере, пока.

Впрочем, конфигурации на двух и четырёх видеокартах являются только частью графического рынка. Большинство компьютеров и сценариев модернизации по-прежнему построены на одной видеокарте, именно поэтому мы решили не расширять наши тесты масштабирования PCI Express до двух видеокарт. Мы взяли обычные high-end видеокарты ATi и nVidia, после чего провели их через серию тестов в разных режимах PCI Express.

Основы PCI Express

Основы PCI Express
Самые распространённые слоты PCI Express: крупный поддерживает 16 линий, а маленький - одну линию для простейших карт расширения.

В отличие от шин PCI и PCI-X, интерфейс PCI Express основан на последовательном протоколе "точка-точка". То есть для интерфейса PCI Express требуется относительно небольшое число проводников. Зато интерфейс использует намного более высокие тактовые частоты по сравнению с параллельными шинами, что даёт высокую пропускную способность. Кроме того, пропускную способность можно легко увеличить, связав вместе несколько линий PCI Express. Чаще всего используются следующие типы слотов: x16, x8, x4, x2 и x1, где цифры указывают на число линий PCI Express.

PCI Express - двунаправленный интерфейс "точка-точка", который обеспечивает одинаковую пропускную способность в двух направлениях, и которому не требуется делиться пропускной способностью с другими устройствами, как это происходило в случае PCI. Благодаря модульной архитектуре производители материнских плат могут распределять доступные линии PCI Express на те слоты, на которые требуется. Скажем, 20 доступных линий PCI Express можно направить на один слот x16 PCIe и на четыре слота x1 PCIe. Так у многих чипсетов и происходит. А для серверных систем, например, можно установить пять портов x4 PCIe. В общем, с PCI Express можно создавать любые математические конфигурации. Наконец, PCI Express позволяет смешивать мосты чипсета от разных производителей.

Впрочем, у PCI Express есть один недостаток: чем больше линий PCIe, тем выше энергопотребление чипсета. Именно по этой причине чипсеты с 40 и большим количеством линий PCI Express требуют больше энергии. Как правило, 16 дополнительных линий PCI Express увеличивают энергопотребление современных чипсетов на 10 Вт.

Число линий PCI Express Пропускная способность в одном направлении Суммарная пропускная способность
1 256 Мбайт/с 512 Мбайт/с
2 512 Мбайт/с 1 Гбайт/с
4 1 Гбайт/с 2 Гбайт/с
8 2 Гбайт/с 4 Гбайт/с
16 4 Гбайт/с 8 Гбайт/с

PCI Express: x1, x4, x8, x16

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На большинстве материнских плат для подключения видеокарты используется 16 линий PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На многих системах с двумя видеокартами два физических слота x16 PCI Express работают в режиме x8 линий каждый.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x8 PCI Express, мы заклеили часть контактов скотчем.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x4 PCI Express, нам пришлось заклеить скотчем ещё больше контактов.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Та же самая видеокарта, но заклеено больше контактов. Она работает в режиме x4 PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
То же самое можно сказать и про x1 PCI Express. Мы заклеили все контакты, которые не требовались в режиме x1.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Если заклеить лишние контакты, то видеокарта PCI Express станет работать в режиме всего x1 PCI Express. Пропускная способность составляет 256 Мбайт/с в обоих направлениях.

Следует учитывать, что не каждая материнская плата может работать с видеокартами с низким числом линий PCI Express. В нашей первой статье, нам пришлось изменить BIOS материнской платы DFI LANParty 925X-T2, чтобы она начала поддерживать "низкие" режимы. Что касается новых материнских плат, то пришлось тоже проверить несколько моделей, прежде чем мы нашли нужную. В конечном итоге мы остановились на MSI 975X Platinum PowerUp Edition. Плата Gigabyte 965P-DQ6 не заработала с самого начала, а Asus Commando отказалась работать с "низкими" режимами после обновления BIOS.

Раскладка PCI Express

Схема слота x16 PCI Express. По ней можно определить, какие контакты требовалось заклеивать скотчем. Нажмите на картинку для увеличения.

Конкуренты: ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS

Мы взяли две high-end видеокарты от двух конкурентов: AMD/ATi и nVidia, а именно, Radeon X1900 XTX и GeForce 8800 GTS. Модели, конечно, не самые топовые, но определённо класса high-end.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX состоит из 384 млн. транзисторов и предлагает 48 блоков пиксельных шейдеров. Они организованы по четыре блока в так называемые "квады". GPU работает на частоте 675 МГц, на видеокарту установлено 512 Мбайт памяти GDDR3, работающей на частоте 775 МГц (1,55 ГГц DDR). Обратите внимание, что видеокарты ATi из линейки X1xxx не относятся к стандарту DirectX 10.

Мы взяли модель HIS X1900 XTX IceQ3, которая использует улучшенную систему охлаждения. Поскольку дизайн эталонный, то вентилятор карты по-прежнему радиальный, зато есть система тепловых трубок и массивный радиатор. По нашему опыту, видеокарта HIS работает тише, чем эталонные модели ATi.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Линейка GeForce 8 от nVidia является передовой у этой компании. Хотя перед нами первые видеокарты класса DirectX 10 потребительского уровня, nVidia не очень удачно стартовала под Windows Vista из-за проблем с драйверами. Чип работает на частоте 500 МГц, а пиксельные процессоры - на 1,2 ГГц. В продаже есть карты с 320 и 640 Мбайт ОЗУ, все они используют 800-МГц память (1,6 ГГц DDR).

Мы взяли GeForce 8800 GTS с 320 Мбайт памяти GDDR3 от Zotec. Карта построена по эталонному дизайну nVidia.

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Тестовая конфигурация

Системное аппаратное обеспечение
Socket 775 Intel Core 2 Extreme X6800 (Conroe 65 нм, 2,93 ГГц, 4 Мбайт кэша L2)
Материнская плата MSI 975X Platinum PowerUp Edition, чипсет: Intel 975X, BIOS: 2007-01-24
Общее аппаратное обеспечение
Память 2x 1024 Мбайт DDR2-8000 (CL 4,0-4-4-12), Corsair CM2X1024-6400C3 XMS6403v1.1
Видеокарта I HIS X1900 XTX IceQ3, GPU: ATi Radeon X1900 XTX (650 МГц), память: 512 Мбайт GDDR3 (1 550 МГц)
Видеокарта II Zotec GeForce 8800 GTS, GPU: GeForce 8800 GTS (500 МГц), память: 320 Мбайт GDDR3 (1 200 МГц)
Жёсткий диск 400 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA/300, Western Digital WD4000KD
DVD-ROM Gigabyte GO-D1600C (16x)
Программное обеспечение
Графический драйвер I ATi Catalyst Suite 7.2
Графический драйвер II nVidia ForceWare 97.92
Драйверы платформы Intel Chipset Installation Utility 8.1.1.1010
DirectX Версия: 9.0c (4.09.0000.0904)
ОС Windows XP Professional, Build 2600 SP2

Тесты и настройки

Тесты и настройки
3D-игры
Call Of Duty 2 Version: 1.3 Retail
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Texture Filter: Anisotropic
Timedemo demo2
Quake 4 Version: 1.2 (Dual-Core Patch)
Video Mode: 1600x1200
Video Quality: Ultra (ATI)/High(Nvidia)
Anti Aliasing: 4x
Multi CPU: Yes
THG Timedemo waste.map
timedemo demo8.demo 1 (1 = load textures)
Приложения
SPECviewperf 9 Version: 9.03
All Tests
3D Mark06 Version: 1.1
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Anisotropic Filter: 8x

Результаты тестов

Call of Duty 2

Call of Duty 2

Как видим, nVidia GeForce 8800 GTS работает на скоростях x1 и x4 просто ужасно, заметно ниже максимального уровня производительности, который достижим только при скоростях x16. ATi Radeon X1900 XTX, с другой стороны, для нормальной работы в Call of Duty 2 требуется пропускная способность не больше x4 PCI Express.

Quake 4

Quake 4

Ситуация в Quake 4 совершенно иная. Здесь ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS начинают вполне нормально работать на скорости x4 PCI Express, а при переходе на x8 или x16 выигрывают незначительно.

3DMark06

3DMark06

Графический 3D-тест 3DMark06 от Futuremark очень сильно нагружает GPU, поскольку он с самого начала разрабатывался для подобной цели. Поэтому требования к интерфейсу у него невелики. nVidia GeForce 8800 GTS сильнее реагирует на снижение пропускной способности интерфейса PCI Express по сравнению с ATi Radeon X1900 XTX, который работает близко к максимуму уже на скорости x4 PCI Express.

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

Профессиональный графический OpenGL-тест SPECviewperf 9.03 очень сильно нагружает центральный процессор и графическую подсистему. Как видим, результаты заметно зависят от скорости интерфейса. Было весьма любопытно отметить, как масштабируется производительность при переходе от x1 к x4 и к x8 PCI Express. Переход к x16 PCI Express даёт прирост производительности, но уже не такой существенный. В любом случае, можно совершенно определённо сказать, что профессиональные графические приложения требуют интерфейса с высокой пропускной способностью. Поэтому, если вы хотите работать с 3DSMax, Catia, Ensight, Lightscape, Maya, Pro Engineer или SolidWorks, то без x16 PCI Express не обойтись.

Заключение

Заключение нашего анализа масштабирования PCI Express в 2004 году было простым: пропускной способности x4 PCIe достаточно для работы одиночных видеокарт, "узкого места" при этом не создаётся. В то время пропускная способность интерфейсов x8 или x16 PCIe не давала никакого выигрыша, да и интерфейса AGP, в принципе, тоже хватало.

Но в наше время ситуация изменилась. Как видим, четырёх линий PCI Express для получения максимальной производительности уже недостаточно. Хотя мы наблюдаем различия как между ATi/AMD и nVidia, так и между играми и профессиональными приложениями, в большинстве случаев максимальная производительность достигается только с интерфейсом x16 PCI Express. Мы тестировали две 3D-игры, Quake 4 и Call of Duty 2, которые сегодня нельзя назвать самыми требовательными, но они определённо выигрывают от более быстрого интерфейса. Но самые любопытные результаты мы получили в тесте SPECviewperf 9.03, поскольку он показал существенное падение производительности при снижении скорости интерфейса PCI Express ниже x16.

Результаты производительности наглядно показывают, что сегодня материнские платы и чипсеты должны поддерживать все видеокарты на полной скорости x16 PCI Express. Если вы установите высокопроизводительные видеокарты на "слабый" интерфейс, такой, как PCI Express x8, то придётся пожертвовать производительностью.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Копирование и распространение информации, упомянутой на страницах THG.ru возможно только при наличии у вас письменного разрешения руководства издания. По вопросам использования наших статей обращайтесь по электронной почте.

THG.ru ("Русский Tom's Hardware Guide") входит в международную сеть изданий Best of Media


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru агентство контекстной рекламы адвертпро московская ремонтная служба стиральных машин


Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Какая пропускная способность нужна видеокартам PCI Express?

Читатели THG.ru наверняка помнят наш подобный проект, который мы уже проводили около двух с половиной лет назад. Мы проанализировали пропускную способность PCI Express в ноябре 2004 года, когда интерфейс PCI Express (PCIe) всё ещё был новым и не давал существенного преимущества по сравнению с видеокартами AGP. Сегодня интерфейс PCI Express есть практически у каждого нового компьютера, он используется и для подключения видеокарты, как встроенной, так и внешней. За прошедшее время видеокарты ощутимо продвинулись вперёд, поэтому, как нам показалось, настало время для нового анализа, который позволил бы ответить на вопрос: какая пропускная способность шины нужна видеокарте на самом деле?

Интерфейс PCI Express быстро обеспечил рост графической индустрии, поскольку он позволил nVidia и ATi/AMD устанавливать в компьютер две и даже четыре видеокарты. Кроме того, PCI Express необходим для карт расширения с высокими требованиями к пропускной способности, такими, как RAID-контроллеры, гигабитные сетевые адаптеры или физические ускорители для 3D-приложений и игр. Вычислительную мощь дополнительных видеокарт можно использовать для увеличения производительности на высоких разрешениях, добавления визуальных функций или для увеличения скорости при стандартных разрешениях и настройках качества. Впрочем, последняя опция не всегда интересна, так как многие современные видеокарты достаточно мощны для стандартных разрешений 1024x768 и 1280x1024. Потенциал роста благодаря решениям ATi CrossFire и nVidia SLI впечатляет, но обоим решениям требуется подходящая платформа. Но универсала, то есть материнской платы, которая поддерживала бы CrossFire и SLI одновременно, не существует. По крайней мере, пока.

Впрочем, конфигурации на двух и четырёх видеокартах являются только частью графического рынка. Большинство компьютеров и сценариев модернизации по-прежнему построены на одной видеокарте, именно поэтому мы решили не расширять наши тесты масштабирования PCI Express до двух видеокарт. Мы взяли обычные high-end видеокарты ATi и nVidia, после чего провели их через серию тестов в разных режимах PCI Express.

Основы PCI Express

Основы PCI Express
Самые распространённые слоты PCI Express: крупный поддерживает 16 линий, а маленький - одну линию для простейших карт расширения.

В отличие от шин PCI и PCI-X, интерфейс PCI Express основан на последовательном протоколе "точка-точка". То есть для интерфейса PCI Express требуется относительно небольшое число проводников. Зато интерфейс использует намного более высокие тактовые частоты по сравнению с параллельными шинами, что даёт высокую пропускную способность. Кроме того, пропускную способность можно легко увеличить, связав вместе несколько линий PCI Express. Чаще всего используются следующие типы слотов: x16, x8, x4, x2 и x1, где цифры указывают на число линий PCI Express.

PCI Express - двунаправленный интерфейс "точка-точка", который обеспечивает одинаковую пропускную способность в двух направлениях, и которому не требуется делиться пропускной способностью с другими устройствами, как это происходило в случае PCI. Благодаря модульной архитектуре производители материнских плат могут распределять доступные линии PCI Express на те слоты, на которые требуется. Скажем, 20 доступных линий PCI Express можно направить на один слот x16 PCIe и на четыре слота x1 PCIe. Так у многих чипсетов и происходит. А для серверных систем, например, можно установить пять портов x4 PCIe. В общем, с PCI Express можно создавать любые математические конфигурации. Наконец, PCI Express позволяет смешивать мосты чипсета от разных производителей.

Впрочем, у PCI Express есть один недостаток: чем больше линий PCIe, тем выше энергопотребление чипсета. Именно по этой причине чипсеты с 40 и большим количеством линий PCI Express требуют больше энергии. Как правило, 16 дополнительных линий PCI Express увеличивают энергопотребление современных чипсетов на 10 Вт.

Число линий PCI Express Пропускная способность в одном направлении Суммарная пропускная способность
1 256 Мбайт/с 512 Мбайт/с
2 512 Мбайт/с 1 Гбайт/с
4 1 Гбайт/с 2 Гбайт/с
8 2 Гбайт/с 4 Гбайт/с
16 4 Гбайт/с 8 Гбайт/с

PCI Express: x1, x4, x8, x16

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На большинстве материнских плат для подключения видеокарты используется 16 линий PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
На многих системах с двумя видеокартами два физических слота x16 PCI Express работают в режиме x8 линий каждый.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x8 PCI Express, мы заклеили часть контактов скотчем.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Чтобы видеокарта заработала в режиме x4 PCI Express, нам пришлось заклеить скотчем ещё больше контактов.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Та же самая видеокарта, но заклеено больше контактов. Она работает в режиме x4 PCI Express.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
То же самое можно сказать и про x1 PCI Express. Мы заклеили все контакты, которые не требовались в режиме x1.

PCI Express: x1, x4, x8, x16
Если заклеить лишние контакты, то видеокарта PCI Express станет работать в режиме всего x1 PCI Express. Пропускная способность составляет 256 Мбайт/с в обоих направлениях.

Следует учитывать, что не каждая материнская плата может работать с видеокартами с низким числом линий PCI Express. В нашей первой статье, нам пришлось изменить BIOS материнской платы DFI LANParty 925X-T2, чтобы она начала поддерживать "низкие" режимы. Что касается новых материнских плат, то пришлось тоже проверить несколько моделей, прежде чем мы нашли нужную. В конечном итоге мы остановились на MSI 975X Platinum PowerUp Edition. Плата Gigabyte 965P-DQ6 не заработала с самого начала, а Asus Commando отказалась работать с "низкими" режимами после обновления BIOS.

Раскладка PCI Express

Схема слота x16 PCI Express. По ней можно определить, какие контакты требовалось заклеивать скотчем. Нажмите на картинку для увеличения.

Конкуренты: ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS

Мы взяли две high-end видеокарты от двух конкурентов: AMD/ATi и nVidia, а именно, Radeon X1900 XTX и GeForce 8800 GTS. Модели, конечно, не самые топовые, но определённо класса high-end.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX состоит из 384 млн. транзисторов и предлагает 48 блоков пиксельных шейдеров. Они организованы по четыре блока в так называемые "квады". GPU работает на частоте 675 МГц, на видеокарту установлено 512 Мбайт памяти GDDR3, работающей на частоте 775 МГц (1,55 ГГц DDR). Обратите внимание, что видеокарты ATi из линейки X1xxx не относятся к стандарту DirectX 10.

Мы взяли модель HIS X1900 XTX IceQ3, которая использует улучшенную систему охлаждения. Поскольку дизайн эталонный, то вентилятор карты по-прежнему радиальный, зато есть система тепловых трубок и массивный радиатор. По нашему опыту, видеокарта HIS работает тише, чем эталонные модели ATi.

ATi Radeon X1900 XTX

ATi Radeon X1900 XTX

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Линейка GeForce 8 от nVidia является передовой у этой компании. Хотя перед нами первые видеокарты класса DirectX 10 потребительского уровня, nVidia не очень удачно стартовала под Windows Vista из-за проблем с драйверами. Чип работает на частоте 500 МГц, а пиксельные процессоры - на 1,2 ГГц. В продаже есть карты с 320 и 640 Мбайт ОЗУ, все они используют 800-МГц память (1,6 ГГц DDR).

Мы взяли GeForce 8800 GTS с 320 Мбайт памяти GDDR3 от Zotec. Карта построена по эталонному дизайну nVidia.

nVidia GeForce 8800 GTS

nVidia GeForce 8800 GTS

Тестовая конфигурация

Системное аппаратное обеспечение
Socket 775 Intel Core 2 Extreme X6800 (Conroe 65 нм, 2,93 ГГц, 4 Мбайт кэша L2)
Материнская плата MSI 975X Platinum PowerUp Edition, чипсет: Intel 975X, BIOS: 2007-01-24
Общее аппаратное обеспечение
Память 2x 1024 Мбайт DDR2-8000 (CL 4,0-4-4-12), Corsair CM2X1024-6400C3 XMS6403v1.1
Видеокарта I HIS X1900 XTX IceQ3, GPU: ATi Radeon X1900 XTX (650 МГц), память: 512 Мбайт GDDR3 (1 550 МГц)
Видеокарта II Zotec GeForce 8800 GTS, GPU: GeForce 8800 GTS (500 МГц), память: 320 Мбайт GDDR3 (1 200 МГц)
Жёсткий диск 400 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA/300, Western Digital WD4000KD
DVD-ROM Gigabyte GO-D1600C (16x)
Программное обеспечение
Графический драйвер I ATi Catalyst Suite 7.2
Графический драйвер II nVidia ForceWare 97.92
Драйверы платформы Intel Chipset Installation Utility 8.1.1.1010
DirectX Версия: 9.0c (4.09.0000.0904)
ОС Windows XP Professional, Build 2600 SP2

Тесты и настройки

Тесты и настройки
3D-игры
Call Of Duty 2 Version: 1.3 Retail
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Texture Filter: Anisotropic
Timedemo demo2
Quake 4 Version: 1.2 (Dual-Core Patch)
Video Mode: 1600x1200
Video Quality: Ultra (ATI)/High(Nvidia)
Anti Aliasing: 4x
Multi CPU: Yes
THG Timedemo waste.map
timedemo demo8.demo 1 (1 = load textures)
Приложения
SPECviewperf 9 Version: 9.03
All Tests
3D Mark06 Version: 1.1
Video Mode: 1600x1200
Anti Aliasing: 4x
Anisotropic Filter: 8x

Результаты тестов

Call of Duty 2

Call of Duty 2

Как видим, nVidia GeForce 8800 GTS работает на скоростях x1 и x4 просто ужасно, заметно ниже максимального уровня производительности, который достижим только при скоростях x16. ATi Radeon X1900 XTX, с другой стороны, для нормальной работы в Call of Duty 2 требуется пропускная способность не больше x4 PCI Express.

Quake 4

Quake 4

Ситуация в Quake 4 совершенно иная. Здесь ATi Radeon X1900 XTX и nVidia GeForce 8800 GTS начинают вполне нормально работать на скорости x4 PCI Express, а при переходе на x8 или x16 выигрывают незначительно.

3DMark06

3DMark06

Графический 3D-тест 3DMark06 от Futuremark очень сильно нагружает GPU, поскольку он с самого начала разрабатывался для подобной цели. Поэтому требования к интерфейсу у него невелики. nVidia GeForce 8800 GTS сильнее реагирует на снижение пропускной способности интерфейса PCI Express по сравнению с ATi Radeon X1900 XTX, который работает близко к максимуму уже на скорости x4 PCI Express.

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

SPECviewperf 9.03

Профессиональный графический OpenGL-тест SPECviewperf 9.03 очень сильно нагружает центральный процессор и графическую подсистему. Как видим, результаты заметно зависят от скорости интерфейса. Было весьма любопытно отметить, как масштабируется производительность при переходе от x1 к x4 и к x8 PCI Express. Переход к x16 PCI Express даёт прирост производительности, но уже не такой существенный. В любом случае, можно совершенно определённо сказать, что профессиональные графические приложения требуют интерфейса с высокой пропускной способностью. Поэтому, если вы хотите работать с 3DSMax, Catia, Ensight, Lightscape, Maya, Pro Engineer или SolidWorks, то без x16 PCI Express не обойтись.

Заключение

Заключение нашего анализа масштабирования PCI Express в 2004 году было простым: пропускной способности x4 PCIe достаточно для работы одиночных видеокарт, "узкого места" при этом не создаётся. В то время пропускная способность интерфейсов x8 или x16 PCIe не давала никакого выигрыша, да и интерфейса AGP, в принципе, тоже хватало.

Но в наше время ситуация изменилась. Как видим, четырёх линий PCI Express для получения максимальной производительности уже недостаточно. Хотя мы наблюдаем различия как между ATi/AMD и nVidia, так и между играми и профессиональными приложениями, в большинстве случаев максимальная производительность достигается только с интерфейсом x16 PCI Express. Мы тестировали две 3D-игры, Quake 4 и Call of Duty 2, которые сегодня нельзя назвать самыми требовательными, но они определённо выигрывают от более быстрого интерфейса. Но самые любопытные результаты мы получили в тесте SPECviewperf 9.03, поскольку он показал существенное падение производительности при снижении скорости интерфейса PCI Express ниже x16.

Результаты производительности наглядно показывают, что сегодня материнские платы и чипсеты должны поддерживать все видеокарты на полной скорости x16 PCI Express. Если вы установите высокопроизводительные видеокарты на "слабый" интерфейс, такой, как PCI Express x8, то придётся пожертвовать производительностью.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Копирование и распространение информации, упомянутой на страницах THG.ru возможно только при наличии у вас письменного разрешения руководства издания. По вопросам использования наших статей обращайтесь по электронной почте.

THG.ru ("Русский Tom's Hardware Guide") входит в международную сеть изданий Best of Media


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru агентство контекстной рекламы адвертпро московская ремонтная служба стиральных машин